Зал второй Годы учения |
Михаил Лисицын учился в одних из лучших духовных учебных заведениях Российской империи: с 1873-го по 1877-й год в Рязанском Духовном мужском училище, а с 1877-го по 1883-й в Рязанской Духовной семинарии. Первоосновой как Рязанского духовного училища, так и Рязанской духовной семинарии была цифирная (арифметическая) школа, открытая местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) в 1722 году в Симеоновском монастыре.
|
|
С 1726 года в ней вводится изучение латинского языка, и до 1729 года она называется архиерейской школой. В 1739 году она стала именоваться Славянской школой, а с 1741 года – Славяно-Латинской школой. В 1751 году Славяно-Латинскую школу переименовывают в «епаршую семинарию».
|
|
В 1816 году было создано Духовное мужское училище. До 1832 года и духовное училище и духовная семинария находились в одном здании, что было крайне неудобно. Лишь в 1832 году училище переехало в специально купленный для него каменный двухэтажный дом генерал-майора Куприянова на Соборной улице. Духовное мужское училище содержалось за счёт Рязанской епархии. Руководили училищем Смотритель с помощником и три надзирателя. Преподавательский состав подбирался кропотливо и строго. Принимали в училище преимущественно мальчиков духовного сословия из уездов Рязанской губернии, окончивших церковноприходскую школу. При поступлении сдавали экзамен: диктант, арифметику, чтение текстов церковных и светских книг; знание основных молитв.
|
|
В Духовном училище был строгий распорядок дня, что вырабатывало у учеников дисциплину, необходимую для будущего служения. Утренний подъём был в 6 часов утра. После умывания, молитв и завтрака в 8 утра ежедневно (кроме воскресенья) начинались занятия – три урока, по два часа каждый с перерывом на обед. С 4 часов пополудни, после прогулки, – приготовление уроков, ужин, вечерняя молитва и сон.
|
|
Шестилетний срок обучения в Духовном училище состоял из трёх двухгодичных отделений: низшее, среднее и высшее (как в Духовной семинарии). Изучали Закон Божий, церковный устав, грамматики славянскую и русскую, языки латинский и греческий, историю, географию, природоведение, арифметику, чистописание, нотное чтение, пение. Рязанское Духовное училище давало по тем временам хорошее гуманитарное образование. Выпускники училища, как и Духовной семинарии, по степени своих успехов делились на три разряда: первый – высший, второй и третий – низший. Михаил Лисицын окончил Духовное училище в 1877 году по первому (высшему) разряду, что свидетельствует о его способностях и прилежании. |
|
В том же 1877 году Михаил поступил в Рязанскую Духовную семинарию с шестилетним сроком обучения. Занятия шли ежедневно, кроме воскресенья, по шесть часов. Изучались богословие, философия, риторика и пиитика; грамматики – славяно-российская и латинская; языки греческий, французский, немецкий, еврейский; история, география, математика, физика, архитектура, живопись; игра на музыкальных инструментах, пение. В учёбе к воспитанникам семинарии предъявлялись высокие требования. Экзамены проводились два раза в год. По результатам составлялись «разрядные» списки. Сдавшие испытания по 1 и 2 разрядам переводились в следующий класс. Сдавшие по 3-му разряду оставлялись на повторное обучение или отчислялись совсем. В семинарии существовали три двухгодичных отделения (ступени) – низшее, среднее и высшее. Рязанская Духовная семинария давала выпускникам прекрасное по тем временам среднее образование по точным и гуманитарным наукам и специальные знания и навыки для священнослужителей рязанских церковных приходов, куда направлялись по окончании семинарии её питомцы. |
|
Лучшим семинаристам присваивался первый разряд, они получали звание студента и могли продолжить свое образование в духовной академии или стать преподавателями в епархиальных духовных училищах, а после рукоположения в священный сан служить во второклассном городском приходе. Выпускник, определенный по своим успехам во второй разряд, мог претендовать на место преподавателя приходской школы и священническое место в церкви третьего разряда. Тот, кому присваивался третий разряд, поступал на службу священником или дьяконом в церковь четвертого разряда. Михаил Лисицын окончил Духовную семинарию в 1883 году по второму разряду. Особо одарённых выпускников по государственным распоряжениям семинария направляла для получения высшего образования в Санкт-Петербургскую Учительскую семинарию; в Медицинскую Академию; Троицкую-Лаврскую семинарию и другие высшие учебные заведения. |
Многие выпускники Рязанской Духовной семинарии оставили яркий след в духовной, культурной и научной жизни России. |
|||
Священномученики | |||
Христофор Надеждин (1869-1922) |
Матфей Алонин (1879-1937) |
Михаил Дмитрев (1873-1937) |
Михаил Лисицын (1862-1918) |
Гавриил (Городков) – архиепископ Могилевский, архиепископ Рязанский, Местночтимый святой |
Тихон (Донебин) – архиепископ Иркутский
|
Пётр (Лосев) - епископ Владикавказский, епископ Пермский
|
Димитрий (Муретов) - Архиепископ Херсонский
|
Иван Петрович Павлов, физиолог, лауреат Нобелевской премии |
Матвей Кузьмич Любавский, историк |
Павел Алексеевич Некрасов, математик |
Алексей Герасимович Полотебнов, хирург |