Ломоносовская научная неделя в школе
«Более трёхсот лет назад на Архангельской земле родился человек, которому было суждено открыть новую страницу в истории России. В ряду великих сынов Отечества Ломоносов занимает особое место: титан мысли и духа, академик из «архангельских мужиков», великий труженик и любимец муз, яркая многогранная личность – настоящий пассионарий, всю жизнь посвятивший служению науке и своему народу», - так говорил о гении русского народа ректор Московского университета, носящего имя великого учёного, академик В.А. Садовничий.
Не только в нашей стране, но и во всём мире чтят память М.В. Ломоносова, первооткрывателя многих наук, внёсшего свою лепту во многие области науки, культуры, просвещения.
С 11-го по 20-е ноября в нашей школе прошла Ломоносовская неделя, насыщенная разнообразными научными играми и конкурсами. Её открытие провозгласил сам Михайло Васильевич Ломоносов (в исполнении 11-классника Дмитрия Кудрявцева) на торжественной линейке.
Ярким и зрелищным был первый конкурс юных художников «Ломоносов: жизнь, творчество, открытия». На этот конкурс ребята представляли рисунки, изображавшие самого учёного, места, связанные с его жизнью и деятельностью, иллюстрации к произведениям Ломоносова. Темой для рисунков ученики чаще всего избирали портреты М.В. Ломоносова. На меня произвели огромное впечатление работы моих одноклассниц Кристины и Нины Пыльниковых (огромный графический портрет великого учёного) и Дарьи Сушко. Кстати, жюри тоже назвало их работы победителями.
Художественным был и конкурс мозаик и аппликаций под названием «Меня вдохновил Ломоносов…» Из чего только не были выполнены эти работы: аппликации из бумаги, мозаики из бисера, зёрен, стекла, дисков, природных материалов - всё это удивляло, восхищало, заставляло гордиться талантами детей нашей школы. Меня особенно поразили работы Улюшева Алёши из 7-го класса, Чеботарёвой Дарьи (11 класс)
Я с удовольствием стала зрительницей творческого конкурса сочинений «Письмо Ломоносову из 21 века». К сожалению, в нём приняли участие не так много участников, как в предыдущих конкурсах, но всё же было любопытно узнать, что же ребята написали Михаилу Васильевичу.
Конечно же, в своих письмах ученики благодарили Ломоносова за научные открытия, за вклад в развитие множества наук, за его гениальную личность. Ещё каждый написал о том, чем, на его взгляд, является Ломоносов для современного россиянина, для каждого ученика. Ученица 7-го класса Анастасия Годзеля признаётся: «...Вы для меня большой пример целеустремлённости, трудолюбия и честности...». Слесаренко Станислав, ученик 8-го класса, пишет: «...Куда ни глянь, везде применяют Вами придуманные науки. Наук в школе много, даже иной раз голова идёт кругом. Но вспоминая, как Вы трудились, сразу становится стыдно, ведь у нас в помощи много так называемых информационно-коммуникативных помощников». Одиннадцатиклассница Минаева Ольга написала письмо Ломоносову в стихотворной форме: «Без Вас, Михайло Ломоносов, Наук преграды для нас велики...». Волошина Татьяна (10 класс) уверена: «Сейчас каждый россиянин знает Ваше имя. Значение его в истории российской науки настолько велико, что трудно представить, кто бы мог сделать больше...» Дайтаева Илона интересовалась, почему Ломоносов смог добиться так много в своей жизни: «Или Вы просто были Гений, которые так редко рождаются в мире? Но даже если Вы и гений, всё равно, я знаю, что всех своих успехов Вы добились огромным трудом, силой воли и терпением. Таких бы качеств побольше мне и моим сверстникам!» Дралова Карина пишет: «...И хочу Вам сказать, что мы всеми силами будем беречь, хранить и преумножать Ваши труды…».
Я была вполне согласна с жюри, когда узнала, что победителями конкурса писем стали Годзеля Анастасия, Минаева Ольга и Волошина Татьяна.
В этот же день состоялся брейн-ринг «Великий Ломоносов» среди учащихся 5-7 классов. Это была командная игра, где ребята должны были показать свои знания о М.В. Ломоносове и его открытиях, то, как они умеют слаженно работать в команде. В общем, была довольно активная игра, ученики были хорошо подготовлены. И даже мы, гости-старшеклассники, узнали для себя кое-что новое, над чем весело посмеялись. Представляете, оказывается, Михаил Ломоносов был… лауреатом Нобелевской премии!
Игра прошла активно, динамично и весело, в ней победила команда 7-го класса, но и остальные группы показали замечательные знания о великом учёном.
Наши ученики ещё соревновались в конкурсах кроссвордов и презентаций о Ломоносове и его открытиях, а завершилась научная неделя вечером для старшеклассников, который проходил в форме интеллектуального соревнования «Своя игра».
В игре принимали участие команды 8-11 классов. Игрокам предлагались вопросы из разных категорий и разной сложности. Команды сами, опираясь на свои знания и силы, выбирали «стоимость» вопроса. Соревнования сопровождались не только ответами ребят, но и шутками и даже спорами. Все команды, кроме 9-го класса, играли ровно, успешно, девятиклассники же почти не отвечали. Ведущая игры Елена Владимировна Фоминова, как могла, подбадривала команду, отдавала им право выбора вопроса, но игроки так и не «ожили». В итоге они набрали всего лишь 300 баллов – это очень мало.
Победителями «Своей игры», заработав 3080 очков, стали мы, команда 10 класса. Ура!
В конце своей статьи хочу заметить, что подобные научные недели очень интересны и полезны: готовясь к разнообразным конкурсам, викторинам и играм, приходится много готовиться, читать, фантазировать, а это развивает наше мышление. Так что до встречи на новых интеллектуальных мероприятиях!
Потапова Анна, 10 класс