|
|
Зал первый Семья Михаила Лисицына |
|
Священномученик Михаил Михайлович Лисицын родился 19 октября 1862 года в старинном селе Екшур, сведения о котором сохранили сь с начала XVII века, Рязанского уезда (ныне Клепиковский район) Рязанской губернии. Его отец – священник Преображенской церкви Михаил Кондратьевич Лисицын, мать – Ксения Петровна, дочь священника Петра Ивановича Мизерова. Помимо старшего Михаила, в семье были также сын Александр и дочь Клавдия. Об отце Михаила Лисицына Михаиле Кондратьевиче известно, что он в 1860 году окончил Рязанскую духовную семинарию по первому разряду. В том же году был рукоположен в сан священника к Преображенской церкви села Екшур. | ||
На его попечении приход илось 11 деревень с 202 дворами, в которых было 844 мужчины и 934 женщины. Всё время своего служения в селе Екшур до 1868 года протоиерей Михаил со своей семьёй жил «в доме сиротствующего семейства умершего священника Писарева». На содержании отца Михаила Кондратьевича находились десятилетний племянник Александр и «бывшего в сем селе умершего пономаря дети: Евдокия, Мария и Анна Дмитриевы (12, 10, 9 лет)». | ||
О том, как жила семья Лисицыных, сведен ий не сохранилось, но из рассказов Н.С. Лескова и А.П. Чехова, из множества исторических хроник и мемуаров известно, что положение сельского священника зачастую было бедственным: его служение проходило порой в условиях голода, сопровождалось и тяжёлым трудом, и непониманием прихожан. В историческом очерке иерея Петра Украинцева «Жизнь и быт сельского священника в XIX века» достоверно изображены будни сельского приходского священнослужителя. |
||
Сельский батюшка всегда был одной из самых значимых и видных фигур в жизни русской деревни. Вся жизнь его до мельчайших подробностей была известна прихожанам. Любое действие пастыря моментально становилось известно всему селу. От того, как священник относился к своему пастырскому служению, зависело и отношение прихожан к вере и Церкви. Только своим жизненным примером он мог свидетельствовать о ценности того, во что верит. |
||
Жалование священника было скудным, он жил или пожертвованиями, или доходами со своей земли, которую ему помогали обрабатывать крестьяне. Жильё небогатого священника мало чем отличалось от жилищ крестьян. Вот как протоиерей А. Попов из Вологодской губернии описывает дом сельского батюшки: «Простая чёрная изба с холодной горенкой… Комнаты освещались лучиною, стены были покрыты сажей, которую иногда смахивали веником… Вместо мебели - полати, стол, стол и скамья. Постель в доме представляла собой лежбище, устроенное из соломы. В изголовье подкладывалось полено, а на него - подушка, набитая соломой. Накрывались всей имеющейся домашней одеждой, если не было специальных “шубных” (сшитых из овчины) одеял». При каждом таком доме имелся двор, где семья священника занималась тяжёлым трудом, чтобы прокормиться. |
||
На сельском батюшке лежали не только обязанности пастырского руководства своими прихожанами. Церковь до 1917 года не была отделена от государства, поэтому на пастыре лежали ещё и государственные обязанности. Каждому духовному лицу, чаще всего настоятелю, необходимо было вести метрические книги, воспитывать в прихожанах чувство патриотизма и доверия к царю. С амвона зачитывались государственные указы и постановления. Священник был ограничен в передвижении. Ему запрещалось отлучаться от своего прихода на длительный срок и на большое расстояние без особой на то причины, да и то с разрешения епархиального начальства. Но и в таких непростых условиях истинные пастыри, к которым относился и Михаил Кондратьевич Лисицын, выполняли свой духовный и нравственный долг перед Богом и паствой. Нелегка была и жизнь супруги сельского священника. Как правило, именно матушкам доставалось воспитание детей, так как отцам, постоянно обременённым приходскими заботами, не хватало на это времени. Дети уже с молоком матери впитывали строгий, благоговейный уклад. С раннего детства вся их жизнь была неразрывно связана с храмом. На богослужения они приносились уже с младенческого возраста. Первые детские впечатления сохранились у многих священников, описывающих своё детство, и именно они во многом благотворно повлияли на будущих пастырей Церкви, как это было и с Михаилом Михайловичем Лисицыным, чья семья жила дружно, скреплённая узами любви и глубокой веры. |
||
В 1868 году Михаил Кондратьевич Лисицын переехал в село Ершово Рязанского уезда к новому месту службы в Никольский храм, но спустя два года, в 1870 году, он, сильно простудившись, скоропостижно скончался в возрасте 35 лет. Ксения Петровна поселилась в Ершове у местного священника Павла Тимофеевича Крылова, женатого на её старшей сестре. Именно Павел Тимофеевич долгие годы и воспитывал своих племянников. |
Историко-географическая справка Село Екшур
Село Екшур расположено в Клепиковском районе Рязанской области, в 4 км к юго-востоку от центра города Спас-Клепики на левом берегу реки Пра. Это административный центр Екшурского сельского поселения.
В исторических документах встречается как погост Экшур (Старый Спас) при реке Пре. Село впервые упоминается в XVII веке в составе Старорязанского стана. Название села имеет финно-угорское происхождение и означает «беличья чаща (бор)». Более позднее название села - Старый Спас. |
||
Известные люди, жившие в селе Екшур. | ||
советский военный деятель, командарм 2-го ранга, член Военного совета при Народном комиссаре обороны СССР (1934 - 1937). Репрессирован в 1938 году, реабилитирован в 1956 году.
|
|
советский русский писатель, литературовед, критик и общественный деятель, член правления Союза писателей России. Лауреат Большой литературной премии России. Кандидат филологических наук, профессор кафедры литературного мастерства Литературного института имени А.М. Горького. Широкую известность приобрёл публикациями в журнале «Молодая гвардия». Автор биографий драматурга А.Н. Островского и славянофила С.Т. Аксакова, ряда других книг, составитель документального сборника «Сталин» (1995). |
Село Ершово | ||
Село Ершово входит в состав Екшурского сельского поселения Клепиковского района Рязанской области. Находится в 7 километрах на юго-запад от районного центра города Спас-Клепики. В 1 км к северо-западу от села расположено озеро Мартыновское. Ершово под именем деревня Обновленская существует издавна. По 10-й ревизии (1858) Ершово именуется селом, в нём 67 дворов, 607 душ обоего пола. В 1868 году построена Обновленская церковь с Никольским приделом.В «Списках населённых мест Российской империи» за 1862 год деревня упоминается как Ершова при реке Пре. |
||
Суще ствует несколько версий названия села. По первой, своё название село получило от того, что местные жители промышляли ловлей рыбы, и самой «ловимой» рыбой был ёрш. Другое предание гласит, что барин Засецкий, в чьём владении были местные крестьяне, за непокорный нрав якобы так отозвался о них: «Народ колючий, как ерши». Отсюда и пошло название. Возможно также, что село названо по фамилии землевладельца Ершова. |
||
НА ГЛАВНУЮ |