МБОУ СОШ №23 Вторник, 19.03.2024, 09:27

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Зал пятый | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
...

...

Меню сайта

ВНИМАНИЕ

....

Зал пятый

В кубанской станице Ладожской

Отец Павел с семьёй. Станица Ладожская, 1924 год.

 

В 1921 году отец Павел получил место священника в Успенском храме станицы Ладожской на правом берегу Кубани. Более двух недель он с женой Марией, с больным сыном Георгием на руках, семилетней дочерью и племянницей добирался пешком из Астрахани в наши места. Питались подаянием – сухарями, просвирками, иногда кто-нибудь подавал яичко. Маленький Георгий не перенёс тягот пути и умер по дороге.

Это было страшное и смутное время, когда, казалось, вся Россия сдвинулась с места и было не понять, кто встреченный тобою человек – друг? Враг? Такой же, как ты, гонимый судьбой несчастный? Отцу Павлу пережить все муки помогали молитва и надежда, что в кубанской станице его ждут, он нужен людям.

Станица Ладожская, основанная в 1802 году бывшими казаками Екатеринославского полка, прибывшими сюда с Днепра, - одна из самых старых и больших на Кубани. К началу 20-х годов XX века в ней насчитывалось около 10 тысяч населения, две третьих которых – «безлошадные», то есть бедные казаки и иногородние батраки.

Семья Ансимовых с друзьями. Станица Ладожская, 1924 год.

 

В станице было два действующих храма: Успенская церковь, которую строили «всем миром» с 1851-го по 1858-й год, и вторая небольшая Свято-Вознесенская церквушка на окраине, построенная в 1894 году. Обе церкви были разрушены в 30-е годы. К 1917 году в станице «проживало свыше 10 священников, которые служили в церквях и школах. Молельни, «божницы», «красные углы» с иконами имелись в казённых «присутственных местах», станичных правлениях и школах». Кубанские казаки всегда отличались крепкой верой! Но с началом революционных событий и в годы Гражданской войны, особенно кровопролитной на юге России, многие священники покинули Ладожскую, именно поэтому сюда и был приглашён отец Павел.

К пришлым людям, даже если это был священник, станичники присматривались очень долго и не спешили прийти им на помощь, открыть душу. Главное, что ценилось казаками, - умение трудиться: обрабатывать землю, ухаживать за скотиной, управляться в доме и огороде. Именно такой экзамен на хозяйственность пришлось сдавать целый год отцу Павлу и его жене, когда они наконец добрались до станицы Ладожской.

Приглашённому священнику в станице, по обычаю, выделялись двор с коровой и лошадью, а также земельный надел. Отцу Павлу, который хоть и родился в семье сельского священника, никогда раньше не приходилось заниматься тяжёлым крестьянским трудом, как и его жене, выпускнице Высших женских курсов в Москве. Им пришлось учиться пахать и сеять, выращивать овощи и разводить домашний скот.

Кубанские казаки в годы Гражданской войны

 

Ежедневный земледельческий труд отец Павел совмещал с не менее тяжёлыми обязанностями сельского священника: проводить службы в храме, к которым он долго и тщательно готовился, а помимо этого, людей надо крестить, венчать, исповедовать, причащать, соборовать, в любую погоду откликаться на зов верующих из соседних хуторов, где не было храмов, и идти к ним и в зной, и в стужу.

Но служение становилось всё более тяжким. Станичные власти, заезжие ораторы на бесчисленных собраниях провозглашали религию «опиумом для народа», и несчастные люди, видящие вокруг себя настоящую кровавую вакханалию, действительно пошатнулись в вере. В храм ходило всё меньше и меньше людей. Отец Павел получал от станичного революционного комитета различные запреты: звонить в колокола, совершать крестные ходы, грозились запретить крестить и венчать. Лишь одно счастливое событие в это лихолетье осветило радостью семью Ансимовых: в 1922 году у супругов родился сын, которого назвали так же, как и одного из умерших близнецов, - Георгием.

Последние два года службы в Успенском храме Ладожской были для отца Павла не только преодолением людской растерянности, злобы и страха, но и борьбой с обновленцами, которые появились в кубанской станице.

Река Кубань в окрестностях станицы Ладожской

Священник всегда в дороге…

 

Кто такие обновленцы? Это представители церковно-революционного движения, набравшего силу в России сразу после революционных событий 1917 года и поставившего себе цель коренным образом реформировать Русскую Православную Церковь. Руководители обновленческого движения во главе со своим вождём Александром Введенским провозглашали: «Великий лозунг социальной революции «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» вполне приемлем, вполне полезен, вполне жизнеспособен и в нашей церковной революции»; «Поскольку в принципах Октябрьской революции нельзя не усмотреть принципы первохристианства, церковь религиозно принимает нравственную правду социального переворота и активно, доступными ей церковными методами, проводит эту правду в жизнь»; «...Клеймим позором всех высших иерархов во главе с Патриархом Тихоном... Да здравствует мировая революция, освободившая рабочих и крестьян от гнета капитала. Да здравствует возрождение страны рабочих и крестьян. Позор всем врагам пролетарской республики!» К Православной Церкви обновленцы выдвигали следующие требования: уничтожить патриаршество; упростить богослужение, пересмотреть церковные каноны и отменить некоторые из них, например, ликвидировать институт монашества; демократизировать приходскую и церковную жизнь до того, что возможно выбирать клир и епископат.

В одном из этих двух сохранившихся с начала XX века домов жила, по воспоминаниям сына отца Павла Георгия, семья Ансимовых.

 

Обновленцы, или попы советского толка, некоторое время пользовались симпатиями властей, именно им разрешалось служить в храмах, хотя следует сказать, что провозглашаемый церковный реформизм не спас обновленцев впоследствии от репрессий.

Отец Павел с его стоическим соблюдением церковного уклада был помехой для ладожских обновленцев. В 1924 году Успенский храм был закрыт. И вновь отец Павел почувствовал себя среди станичников одиноким, потому что вчерашние его прихожане боялись подойти и просто поговорить со своим духовным пастырем. Но отец Павел не затаил обиду на людей, он продолжал горячо молиться за крепость веры, за то, чтобы Бог дал ему силы исполнять свой священнический долг, несмотря ни на что.

Несколько месяцев после закрытия храма отец Павел ждал, что его лишат имущества, изгонят со двора. Неужели опять скитания и голод? В начале 1925 года он получил известие от священника Вячеслава Соллертинского, своего тестя, служившего в Москве, что в одном из храмов на окраине столицы есть место регента в церковном хоре. Семья Ансимовых приняла решение ехать в Москву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть предложения
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

....

ГОСУСЛУГИ

"ДРУГОЕ ДЕЛО"

...

....


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz