ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ
(скачать)
ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
(ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)
Классы, в которых преподается курс: Х-Х1
Количество часов: Х класс – 1 ч в неделю, всего 34
ч; Х1 класс - 1 ч в неделю, всего 34 ч; итого – 68 ч.
Учитель: Кравченко Е.В.
Пояснительная записка
Изучение основ программирования связано с развитием
умений и навыков общеинтеллектуального характера. Формирование этих
навыков – одна из главных задач современной школы. Изучение
программирования дает большие возможности для развития мышления
школьников и формирует приемы умственной деятельности.
Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее
усваивают основы алгоритмизации и познают азы профессии программиста,
приобщаются к алгоритмической культуре.
Содержание курса «Информатика для любознательных
(основы программирования)» сочетает в себе три существующих сейчас
основных подхода в обучении информатики в школе:
- алгоритмический (программистский), связанный с
развитием мышления школьников;
- «пользовательский», связанный с формированием
компьютерной грамотности, информационной культуры, подготовкой учащихся
к практической деятельности в условиях широкого использования
информационных технологий;
- кибернетический, связанный с формированием
мировоззренческих представлений о роли информации в управлении.
Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль –
это первый год обучения, где учащиеся изучают основы языка Паскаль, типы
данных, базовые алгоритмические структуры. В основу первого положена
работа с простыми типами данных. Второй модуль включает работу со
структурированными типами и данных Паскаля и объектно-ориентированное
программирование на VBA (Visual Basic for Application) пакета Microsoft
Office.
Цели и задачи курса
- Формирование понимания сущности информационных процессов,
информационных основ процессов управления в системах различной
природы и представлением о передаче информации, канале передачи
информации, количестве информации, способах представления информации
для формального исполнителя.
- Формирования алгоритмической культуры учащихся.
- Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с
программированием.
- Приобретение учащимися знаний и навыков, связанных с адекватным
описанием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью
компьютера, проведения компьютерного эксперимента.
- Освоение учащимися всевозможных методов решения задач,
реализуемых на языке Паскаль.
- Углубление знаний, умений и навыков школьников при решении задач
по программированию и алгоритмизации.
В процессе обучения заложены следующие необходимые
умения и навыки:
- умение планировать структуру действий, необходимых для
достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;
- умение организовать поиск информации, необходимой для решения
поставленной задачи;
- умение строить модели для описания объектов и систем, умение
переводить проблемы из реальной действительности в адекватную
оптимальную модель (информационную, физическую, математическую),
оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи
понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится
построенная модель, правильно интерпретировать полученные
результаты;
- технические навыки работы с компьютером и его периферийными
устройствами.
Учащиеся должны знать:
- Базовые алгоритмические структуры.
- Запись алгоритма в виде блок-схемы.
Состав учебно-методического комплекта
Учебно-методический комплект по элективному курсу
«Информатика для любознательных (основы программирования)» включает
следующие учебные пособия:
- Житкова О.А., Панфилова Т.И. VBA в приложениях к Excel, Word и
PowerPoint. – М.: Информатика, 2006
- Погодина Т.П. Сборник задач по программированию на языке
Паскаль. –М. Информатика, 2004
- Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11-х классах:
практикум по программированию. – Волгоград: Учитель, 2006
- Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. Пособие для 10-11 кл.
общеобразова. Учреждений. – М.: Просвещение, 2003
Также предполагается использование электронного
учебника «Программирование на Паскале», который содержит:
- теоретический материал по темам «Алгоритмика» и
«Программирование»;
- задачи с решениями для самостоятельного разбора;
- тестовые задания к каждому уроку;
- контрольные тесты;
- задачи для самостоятельного решения.
Программа курса
Первый год обучения (первый модуль)
- Введение в Паскаль. Данные. Типы данных (6 ч).
- Алгоритмы линейной структуры (7 ч).
- Алгоритмы разветвляющей структуры (8 ч.)
- Циклы (13 ч)
Второй год обучения (второй модуль)
- Массивы (13ч)
- Объектно-ориентированное программирование на VBA (21 ч)
Тематическое планирование
(68 ч)
№ п/п |
Тема |
Часы |
|
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных |
6 |
|
1. Система программирования Турбо Паскаль. Типы
данных. |
|
|
2. Переменные и константы. Этапы решения задач
на ПК. |
|
|
3. Структура программы на Паскале. |
|
|
4. Оператор присваивания. |
|
|
5. Операторы ввода, вывода. |
|
|
6. Зачет «Приемы работы в системе
программирования Турбо Паскаль» |
|
|
Алгоритмы линейной структуры |
7 |
|
1. Выражения. Математические операции. |
|
|
2. Запись целого числа в Паскале. |
|
|
3. Реализация программы на компьютере. |
|
|
4. Числа вещественного типа. Правила записи
выражения. |
|
|
5. Операции целочисленной арифметики. |
|
|
6. Практикум по решению задач. |
|
|
7. Зачет «Линейные алгоритмы» |
|
|
Алгоритмы разветвляющей структуры |
8 |
|
1. Условный оператор: полная форма. |
|
|
2. Условный оператор: сокращенная форма. |
|
|
3. Практикум по решению задач. |
|
|
4. Логические операции OR и AND. |
|
|
5. Практикум по решению задач. |
|
|
6. Зачет «Условный оператор» |
|
|
7. Оператор выбора |
|
|
8. Обобщающий урок по теме «Условный оператор» |
|
|
Циклы |
13 |
|
1. Программирование циклических алгоритмов, виды
циклов. Вложенные циклы. |
|
|
2. Анализ циклических программ. |
|
|
3. Оператор цикла с параметром. |
|
|
4. Практикум по решению задач. |
|
|
5. Алгоритм нахождения суммы. |
|
|
6. Сумма чисел, удовлетворяющая некоторому
условию. |
|
|
7. Таблица значений функции. |
|
|
8. Параметр цикла – само число. |
|
|
9. Оператор цикла с шагом, равным -1. |
|
|
10. Решение задач по теме «Циклы» |
|
|
11. Практикум по решению задач |
|
|
12. Обобщающий урок по теме «Циклы» |
|
|
13. Зачет «Циклы» |
|
|
Массивы |
13 |
|
1. Одномерные массивы: описание и задание
элементов. |
|
|
2. Заполнение массива вводом значений элементов
с клавиатуры. Вывод одномерного массива |
|
|
3. Одномерные массивы: поиск и замена элементов. |
|
|
4. Способы сортировки массива. |
|
|
5. Практикум по решению задач. |
|
|
6. Нахождение суммы элементов массива. |
|
|
7. Нахождение суммы элементов массива,
удовлетворяющих некоторому условию. |
|
|
8. практикум по решению задач. |
|
|
9. Зачет «Одномерные массивы» |
|
|
10. Понятие двумерного массива |
|
|
11. Обработка элементов двумерного массива. |
|
|
12. Квадратная матрица. Транспонирование. |
|
|
13. Обобщающий урок по теме «Массивы» |
|
|
Объектно-ориентированное программирование на
VBA |
21 |
|
1. Основные понятия языка VBA Excel. Структура
редактора VBA. |
|
|
2. Создание макросов. |
|
|
3. Редактирование макросов. |
|
|
4. Практическая работа с применением макросов
«Годовая температура». |
|
|
5. Практическая работа «Протяженность границ». |
|
|
6. Практическая работа «Количество осадков» |
|
|
7. Практическая работа «Преступление в сфере
высоких технологий» |
|
|
8. Пользовательские формы. |
|
|
9. Практическая работа «Вычисления» |
|
|
10. Рисунки в пользовательских формах. |
|
|
11. Практическая работа «Внедрение рисунка» |
|
|
12. Стандартные диалоговые окна. |
|
|
13. Работа с листом и алгоритмические
конструкции. |
|
|
14. Практическая работа «Сравнение чисел» |
|
|
15. Решение задач «Выбор оборудования» |
|
|
16. VBA в приложении Word. |
|
|
17. Практическая работа «Работа в Word” |
|
|
18. Слова - палиндромы. |
|
|
19. VBA в приложениях PowerPoint. |
|
|
20. Практическая работа «Умеешь ли ты считать?» |
|
|
21. Тест на Визуальный Интеллект. |
|
Организация учебного процесса
Лекции. Представление учебного материала учащимся
проводится в форме лекций, сопровождаемых демонстрацией слайдов
презентаций.
Практикум по решению задач. Каждому ученику
подбираются индивидуальные задачи, используя дифференцируемый подход,
что необходимо учащемуся для того, чтобы он ощущал себя уверенным и
успешным в этом сложном разделе информатики.
Курсовые работы. За время обучения учащиеся
выполняют две курсовые работы (1 раз в год). Это позволяет развивать
проектное мышление учащихся.
Разделы курсовой работы:
- Название программы. Сведения об авторе программы.
- Формулировка решаемой задачи. Метод решения задачи.
- Описание алгоритма (блок-схема). Пояснения к алгоритму.
- Текст программы.
- Тестирование программы.
- Инструкция для пользователя данной программы.
Экзамен. Проверка знаний учащихся, приобретенных
входе изучения данного курса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий элективного курса
«Информатика для любознательных (основы
программирования)»
Класс 10___
Учитель Кравченко Е.В.
Программа Авторская программа элективного
курса по информатике «Основы программирования»
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных |
6 |
|
|
|
1. Система программирования Турбо Паскаль. Типы
данных. |
|
|
|
|
2. Переменные и константы. Этапы решения задач
на ПК. |
|
|
|
|
3. Структура программы на Паскале. |
|
|
|
|
4. Оператор присваивания. |
|
|
|
|
5. Операторы ввода, вывода. |
|
|
|
|
6. Зачет «Приемы работы в системе
программирования Турбо Паскаль» |
|
|
|
|
Алгоритмы линейной структуры |
7 |
|
|
|
1. Выражения. Математические операции. |
|
|
|
|
2. Запись целого числа в Паскале. |
|
|
|
|
3. Реализация программы на компьютере. |
|
|
|
|
4. Числа вещественного типа. Правила записи
выражения. |
|
|
|
|
5. Операции целочисленной арифметики. |
|
|
|
|
6. Практикум по решению задач. |
|
|
|
|
7. Зачет «Линейные алгоритмы» |
|
|
|
|
Алгоритмы разветвляющей структуры |
8 |
|
|
|
1. Условный оператор: полная форма. |
|
|
|
|
2. Условный оператор: сокращенная форма. |
|
|
|
|
3. Практикум по решению задач. |
|
|
|
|
4. Логические операции OR и AND. |
|
|
|
|
5. Практикум по решению задач. |
|
|
|
|
6. Зачет «Условный оператор» |
|
|
|
|
7. Оператор выбора |
|
|
|
|
8. Обобщающий урок по теме «Условный оператор» |
|
|
|
|
Циклы |
13 |
|
|
|
1. Программирование циклических алгоритмов, виды
циклов. Вложенные циклы. |
|
|
|
|
2. Анализ циклических программ. |
|
|
|
|
3. Оператор цикла с параметром. |
|
|
|
|
4. Практикум по решению задач. |
|
|
|
|
5. Алгоритм нахождения суммы. |
|
|
|
|
6. Сумма чисел, удовлетворяющая некоторому
условию. |
|
|
|
|
7. Таблица значений функции. |
|
|
|
|
8. Параметр цикла – само число. |
|
|
|
|
9. Оператор цикла с шагом, равным -1. |
|
|
|
|
10. Решение задач по теме «Циклы» |
|
|
|
|
11. Практикум по решению задач |
|
|
|
|
12. Обобщающий урок по теме «Циклы» |
|
|
|
|
13. Зачет «Циклы» |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий элективного курса
«Информатика для любознательных (основы
программирования)»
Класс 11___
Учитель Кравченко Е.В.
Программа Авторская программа элективного
курса по информатике «Основы программирования»
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
Массивы |
13 |
|
|
|
1. Одномерные массивы: описание и задание
элементов. |
|
|
|
|
2. Заполнение массива вводом значений элементов
с клавиатуры. Вывод одномерного массива |
|
|
|
|
3. Одномерные массивы: поиск и замена элементов. |
|
|
|
|
4. Способы сортировки массива. |
|
|
|
|
5. Практикум по решению задач. |
|
|
|
|
6. Нахождение суммы элементов массива. |
|
|
|
|
7. Нахождение суммы элементов массива,
удовлетворяющих некоторому условию. |
|
|
|
|
8. практикум по решению задач. |
|
|
|
|
9. Зачет «Одномерные массивы» |
|
|
|
|
10. Понятие двумерного массива |
|
|
|
|
11. Обработка элементов двумерного массива. |
|
|
|
|
12. Квадратная матрица. Транспонирование. |
|
|
|
|
13. Обобщающий урок по теме «Массивы» |
|
|
|
|
Объектно-ориентированное программирование на
VBA |
21 |
|
|
|
1. Основные понятия языка VBA Excel. Структура
редактора VBA. |
|
|
|
|
2. Создание макросов. |
|
|
|
|
3. Редактирование макросов. |
|
|
|
|
4. Практическая работа с применением макросов
«Годовая температура». |
|
|
|
|
5. Практическая работа «Протяженность границ». |
|
|
|
|
6. Практическая работа «Количество осадков» |
|
|
|
|
7. Практическая работа «Преступление в сфере
высоких технологий» |
|
|
|
|
8. Пользовательские формы. |
|
|
|
|
9. Практическая работа «Вычисления» |
|
|
|
|
10. Рисунки в пользовательских формах. |
|
|
|
|
11. Практическая работа «Внедрение рисунка» |
|
|
|
|
12. Стандартные диалоговые окна. |
|
|
|
|
13. Работа с листом и алгоритмические
конструкции. |
|
|
|
|
14. Практическая работа «Сравнение чисел» |
|
|
|
|
15. Решение задач «Выбор оборудования» |
|
|
|
|
16. VBA в приложении Word. |
|
|
|
|
17. Практическая работа «Работа в Word” |
|
|
|
|
18. Слова - палиндромы. |
|
|
|
|
19. VBA в приложениях PowerPoint. |
|
|
|
|
20. Практическая работа «Умеешь ли ты считать?» |
|
|
|
|
21. Тест на Визуальный Интеллект. |
|
|
|
|