След А.М. Горчакова в русской истории Зал двенадцатый
|
|
Александр Михайлович Горчаков оставил глубокий и яркий след в русской истории. Память о его высочайшем дипломатическом даре жива уже более 120-ти лет. Большой интерес к изучению жизни и деятельности великого русского дипломата особенно стал проявляться после принятия в 1996 году Постановления Правительства Российской Федерации «О мероприятиях в связи с 200-летием со дня рождения выдающегося дипломата и государственного деятеля России А.М. Горчакова». | |
200-летний юбилей Александра Михайловича Горчакова широко праздновался в 1998 году. В этом году были открыты три мемориальные доски в память о талантливом государственном деятеле: в эстонском городе Хаапсалу на доме, в котором родился Горчаков, на бывшем здании МИД России в Санкт-Петербурге на Набережной Мойки и на боковом фасаде здания Дипломатической академии МИД РФ в Москве на улице Остоженка | |
16 октября 1998 года, в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга, в Александровском саду был открыт бюст А. М. Горчакова. Памятник выдающемуся русскому дипломату должен был появиться и в Москве на Арбате, но интересный проект, к сожалению, так и не был воплощён в жизнь.
|
|
|
В 2000 году именем А.М. Горчакова названа улица в Юго-Западном административном округе города Москвы на территории района Южное Бутово. В 2003 году в Московском метрополитене на одноимённой улице была открыта станция «Улица Горчакова». |
В России, к сожалению, нет музея А.М. Горчакова, но интересные экспонаты о жизни и деятельности этого замечательного человека есть в мемориальном Музее-Лицее в городе Пушкине, в мемориальном музее истории Второй Санкт-Петербургской Гимназии. Именно эту гимназию до поступления в Царскосельский Лицей окончил А.М. Горчаков. В 1998 году в Государственном Историческом музее была открыта выставка «Канцлер А.М.Горчаков (1798 - 1883). К 200-летию со дня рождения" |
|
Своеобразным памятником выдающемуся русскому дипломату и Царскосельскому
Лицею является Школа имени Горчакова в Павловске. Это учебное заведение,
за основу которого была взята модель Царскосельского Лицея, было открыто
по инициативе бизнесмена Сергея Эдидовича Гутцайта. В ней учатся только
мальчики с 11-ти лет. Специфика образовательной программы – это
разностороннее развитие юношества (искусство, естественные и точные
науки, спорт, творчество и т.д.) и патриотическое воспитание.
Сверхзадача, сформулированная в концепции школы: «Образованность и
воспитанность выпускников должны соответствовать самым высоким
требованиям общества к государственным деятелям, вплоть до главы
государства». Девиз Школы имени Горчакова: «Образованность,
ответственность, нравственность».
|
|
|
В ноябре 1997 года учреждена памятная медаль А.М. Горчакова. Это одна из высших наград Министерства иностранных дел Российской Федерации, которая вручается российским и иностранным гражданам в знак признания их заслуг в укреплении мира и развитии международного сотрудничества, утверждении общечеловеческих идеалов и гуманитарных ценностей, а также достижений в дипломатической деятельности. Медалью Горчакова награждены первый Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин, второй Президент Российской Федерации В.В. Путин, академик РАН Е.М. Примаков, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, Патриарх Московской и всея Руси Алексий II, секретарь Совета Безопасности Российской Федерации И.С. Иванов, третий Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. В 2010 году Президент России подписал указ о создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. Цель фонда - поддержка публичной дипломатии, содействие участию российских неправительственных организаций в международном сотрудничестве и активное вовлечение институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс.
|
В 2010 году Президент России подписал указ о создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. Цель фонда - поддержка публичной дипломатии, содействие участию российских неправительственных организаций в международном сотрудничестве и активное вовлечение институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс.