«Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый, и славный». (А.С. Пушкин) ЗАЛ ВТОРОЙ
|
|
|
||||
|
|
|
|
Алексей Никитич Пещуров |
Елизавета Никитична Пещурова |
|||
Кочевая жизнь большого семейства Горчаковых - от гарнизона к гарнизону - не позволяла дать сыну Александру какое-либо систематическое образование, тем более что в средствах родители были всегда ограничены, а потому на семейном совете было принято решение отправить его к двоюродному дяде по отцовской линии Алексею Никитичу Пещурову в Петербург, с тем чтобы Александр смог продолжить свое обучение уже в гимназии. Алексей Никитич Пещуров и его сестра Елизавета Никитична («бабинька», как её величали в семье Горчакова) заменили юному Саше родителей и долгое время были рядом с ним, поддерживая и помогая вступить в самостоятельную жизнь. Алексей Никитич был управляющим Государственным заёмным банком, весьма влиятельным в свете человеком. Он вел деятельную жизнь, имел видное положение в обществе. Живя в дядюшкином доме, где бывали именитые гости, находясь в атмосфере большого света, юный Горчаков многое впитал в себя, обрёл умение держаться, чувство стиля ,изысканные манеры.
|
||||
Вторая Санкт-Петербургская гимназия Алексей Никитич Пещуров определил племянника во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию. Она имеет уникальную историю: гимназия была одним из первых в России учебных заведений, открытым в рамках либеральных реформ императора Александра I для подготовки к университетскому образованию. Имя Александра Горчакова и поныне числится в архивных списках гимназии № 12, что на Большой Мещанской, где сохранились, хотя и скудные, подлинные свидетельства его прилежной учебы. Александр Горчаков окончил гимназию в 1811 году
|
Александр Горчаков в 1811 году блестяще сдал вступительные экзамены в только что открывшийся Императорский Царскосельский лицей. 19 октября 1811 года в числе других 30-ти мальчиков Александр Горчаков стал лицеистом. С первых же дней он показал необыкновенные способности, большую самодисциплину, ревностное отношение к учёбе. Всем однокашникам было понятно, что Александру уготовано славное будущее. Об этом писал в одном из своих стихотворений юный Александр Пушкин, товарищ Горчакова по Лицею: «Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый, и славный».
Царскосельский лицей Общая информация о Царскосельском лицее
|
|||
В российском и латинском языках. 1) Чрезвычайные успехи. 2) Чрезмерно прилежен. 3) Быстрой понятливости. Во французском языке. 1) По успехам и по знанию первый в классе. 2) Неутомим. 3) Отличных дарований. В немецком языке. 1) Быстрые успехи. 2) Отличного прилежания. 3) Превосходных дарований.
В логике. 1) Очень хорошие успехи. 2) Отменно прилежен. 3) Весьма понятен. В арифметике. 1) Превосходные успехи. 2) Весьма прилежен. 3) Очень хороших дарований. В географии и истории. 1) Прекрасные успехи. 2) Прилежания примерного. 3) Очень хороших дарований.
|
В рукописном отделении Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге сохранился автограф «Табели, составленной из поданных ведомостей господ профессоров, адъюнктов и учителей: 1) о успехах, 2) о прилежании, 3) о дарованиях воспитанников императорского Лицея, какие оказали они в течение полугода с 23 октября 1811 по 19 марта 1812 года». Вот как характеризуется в этой «Табели» воспитанник Горчаков.
|
|||
Сохранились отзывы преподавателей Лицея об Александре Горчакове. | ||||
Николай Фёдорович Яков Иванович Кошанский Карцев
|
Директор лицея Энгельгард
|
Сергей Григорьевич Чирков
|
|
|
Профессор русской и латинской словесности Николай Фёдорович Кошанский записал 15 декабря 1813 года: «Один из немногих воспитанников, соединяющих многие способности в высшей степени. Особенно заметна в нём быстрая понятливость, объемлющая вдруг и правила и примеры, которая, соединяясь с чрезмерным соревнованием и с каким-то благородно сильным честолюбием, открывает быстроту разума в нём и некоторые черты гения. Успехи его превосходны». Преподаватель физики и математики Яков Иванович Карцев писал в то же время: «Горчаков был, как и всегда, весьма внимателен, отменно прилежен, в суждении твёрд и основателен; успехи оказывает быстрые и решительные». Гувернёр Г.С. Чириков отмечал: «Горчаков благоразумен, благороден в поступках, любит крайне учение, опрятен, вежлив, усерден, чувствителен, кроток, но самолюбив. Отличительные его свойства: самолюбие, ревность к пользе и чести своей и великодушие». А вот характеристика, которую дал Горчакову директор лицея Энгельгардт: «…сотканный из тонкой духовной материи, он легко усвоил многое и чувствует себя господином там, куда многие ещё с трудом стремятся. Его нетерпение показать учителю, что он уже всё понял, так велико, что никогда не дожидается конца объяснения. Если в схватывании идей он выказывает себя гениальным, то и во всех его более механических занятиях царят величайший порядок и изящество…»
|
||||
«Всегда, весьма внимателен, отменно прилежен, в суждении твёрд и основателен; успехи оказывает быстрые и решительные» «Горчаков благоразумен, благороден в поступках, любит крайне учение, опрятен, вежлив, усерден, чувствителен, кроток, но самолюбив. Отличительные его свойства: самолюбие, ревность к пользе и чести своей и великодушие» «…сотканный из тонкой духовной материи, он легко усвоил многое и чувствует себя господином там, куда многие ещё с трудом стремятся. Его нетерпение показать учителю, что он уже всё понял, так велико, что никогда не дожидается конца объяснения. Если в схватывании идей он выказывает себя гениальным, то и во всех его более механических занятиях царят величайший порядок и изящество…» Эти же качества характера Александра Горчакова отмечают и его товарищи. Лицейские прозвища Горчакова – Князь, Франт – подчёркивают необыкновенное чувство собственного достоинства, которое было всегда присуще Александру Михайловичу даже в мелочах: во внешнем виде, в костюме, в отношении к личным вещам.
|
||||
|
||||
Комната лицеистов В Царскосельском лицее воспитанник Горчаков жил в маленькой комнате под номером 30. Свои комнатки лицеисты называли кельями за их весьма аскетическую обстановку. Иван Пущин так описывал убранство лицейских спален: «В каждой комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами».
|
В личных бумагах Алексея Никитича Пещурова сохранились 54 лицейских письма Горчакова, которые как нельзя лучше открывают характер совсем еще юного человека, позволяют составить представление о задатках его незаурядной личности. В письмах Александр рассказывает о лицейских буднях, делится своими впечатлениями, планами и мечтами, никогда ни на что не жалуется, ни о ком не отзывается плохо или с пренебрежением. От этих посланий веет свежестью и задором, жаждой познания, радостью бытия. Они вызывают гамму добрых чувств, оставляя в душе читающего самые приятные впечатления.
|
|||
Награждение лицеистов
|
Александр Горчаков окончил Императорский Царскосельский лицей со второй золотой медалью (первой медалью был награждён Владимир Вольховский). 9 июня 1817 года, во время выпускного акта, Горчакову была вручена Похвальная грамота, в которой говорилось: «Примерное благонравие, прилежание и отличные успехи по всем частям наук, которые оказывали Вы во время шестилетнего пребывания в Императорском лицее, сделали Вас достойным получения второй золотой медали, которая и дана Вам с высочайшего его императорского величества утверждения. Да будет Вам сей первый знак отличия, который получаете Вы при вступлении Вашем в общество граждан, знаком, что достоинство всегда признаётся и награду свою получает, да послужит он Вам всегдашним поощрением к ревностному исполнению обязанностей Ваших к государству и отечеству».
|
|||
В Лицее у Александра Горчакова не было близких друзей, но это вовсе не свидетельствует о его высокомерии или чувстве превосходства: со всеми воспитанниками он поддерживал ровные товарищеские отношения, которые не порывал и после окончания курса. Александр Михайлович, как все первые выпускники Императорского лицея, мог вслед за Пушкиным воскликнуть: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» О том, как Горчаков дорожил лицейскими связями, говорят следующие факты. Александр Михайлович, как и многие его однокашники, переписывался с директором Лицея Энгельгардтом до самой смерти Егора Антоновича в 1862 году. Энгельгардт всегда был в курсе личных и служебных сторон жизни одного из самых своих любимых воспитанников.
|
||||
|
Осенью 1825 года Горчаков приехал из Лондона в Россию в отпуск. Он был проездом в Псковской губернии и посетил в селе Лямоново своего дядю Алексея Никитича Пещурова. Здесь-то после долгой разлуки и встретился молодой, подающий большие надежды русский дипломат с опальным ссыльным поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, прискакавшим из Михайловского, чтобы повидать лицейского товарища. Встреча навсегда запомнилась и Пушкину, и Горчакову, хотя она был чревата для Александра Михайловича неприятностями: не пристало государственным чиновникам, тем более дипломатам, поддерживать дружеские отношения с людьми, не угодившими царскому трону. Но Александр Горчаков всегда отличался свободой и независимостью. |
|||
Старое кладбище во Флоренции
|
О нерушимости «лицейского братства» говорит ещё один трогательный факт. В 1820 году в Италии, во Флоренции, умер от чахотки лицеист первого выпуска, чиновник коллегии иностранный дел, причисленный к римской миссии, Николай Александрович Корсаков. На скромной могиле двадцатилетнего русского дипломата стоял лишь камень с вырезанной надписью, сочинённой самим Корсаковым за час до смерти: Ах! Грустно умирать далёко от друзей! Прохожий, поспеши к стране родной своей!
Через 15 лет, в 1835 году, князь Горчаков, поверенный в делах во Флоренции, поставил за свой счёт над могилой Корсакова небольшой памятник с той же эпитафией, изменив в ней лишь вид глагола «умирать». Теперь она звучала так: Ах! Грустно умереть далёко от друзей! Прохожий, поспеши к стране родной своей!
|
|||
Егор
Антонович Энгельгардт писал об этом событии Владимиру Вольховскому: «Вчера
получил я от Горчакова письмо и рисунок с маленького памятника, который
поставил он бедному нашему трубадуру Корсакову, под густым кипарисом
близ церковной ограды во Флоренции. Этот печальный подарок меня очень
обрадовал…» В стихотворении «19 октября» (1825 года) А.С. Пушкин задавался вопросом: Кому из нас под старость день Лицея Торжествовать придётся одному? Последним лицеистом первого пушкинского выпуска был Александр Михайлович Горчаков, который через всю жизнь пронёс высокие нравственные принципы, которые были заложены в нём Школой Царского Села
|