Т   

Тема: «Жить праведно и честно». Роман Чингиза Айтматова «Плаха».

                 Цель: продолжить обсуждение проблем, затронутых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», показать, что наши современники мучаются над теми же вопросами, проследить, как Айтматов исследует противоречия современного общества, ищет пути борьбы со злом и бездуховностью.

Оборудование: портрет Ч.Айтматова, аудиозаписи, видеофильм, выставка книг по темам, затронутым в романе

Ход урока:

1.      Организационный момент. Сообщение темы и целей урока, основных вопросов урока (записаны на доске):

1)      Какие проблемы затронул в романе Ч.Айтматов?

2)      Как вы понимаете смысл слов: «Начни с себя»?

2.      С творчеством киргизского писателя Чингиза Айтматова мы с вами не знакомы, поэтому наш урок мы начнём с рассказа о нём.

          Сообщение учащегося о Ч. Айтматове

3.      «Жить праведно и честно». Работа по теме урока.

1)      Вступительное слово учителя.

- Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём?» - спросили философа афиняне.

- Я ищу человека, - ответил он.

- Кого? Меня? Его?

- Я ищу Человека! – повторил мудрец.

Как вы думаете, какой смысл вложен в это предание? (рассуждения учеников)

 « Человек есть тайна…Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - писал Ф.М.Достоевский. Мы закрыли последние страницы романа «Преступление и наказание». Но судьба его героев продолжает нас волновать. Почему мы не говорим себе: это было давно и нечего, стало быть, волноваться? Потому что мечта Достоевского о совершенном человеке пока не осуществлена. путь к искоренению зла в себе не найден. Публицист А.Клямкин в статье «Какая улица ведёт к храму?» писал: «Душа наша застряла между жаждой высокой духовности и соблазнами низкой материальности. В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу».

     Вот почему, вслед за Гоголем, Достоевским, Толстым, уже наш современник Ч.Айтматов в романе «Плаха» пытается распутать тот же узел, в котором туго стянуты воедино добро и зло, благородство и низость, милосердие и жестокость, правда и изворотливость, ум и глупость. Вместе с писателем ответ на вопрос, как сохранить и умножить в себе высокую духовность и нравственную чистоту, ищем и мы. Только для каждого из нас эта задача приобретает более конкретное значение. Художник думает о человечестве, мы же присматриваемся к себе, к своему внутреннему миру: не начать ли это великое совершенствование человека с себя. Тема нашего урока так и звучит: «Жить праведно и честно». Эпиграфом (записан на доске) могут быть слова В.Ф.Бокова:

Я человек, но так ли я велик,

Но так ли безупречен, совершенен?

Так много набирается улик,

Что сам себе я делаюсь мишенью.

Корю себя, сужу своим судом,

Пускаю в ход безжалостные розги.

Вооружаю тело над крестом,

Вбивая в кисти рук Христовы гвозди.

Итак, обратимся к роману Айтматова.

В «Толковом словаре» даются такие значения слова «плаха»:

      - в старину: обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого, а

      также помост, на котором совершалась казнь. В переносном смысле:

      обречение себя на неминуемую беду.

   Вы прочли роман. Как вы думаете, какое значение этого слова имел в виду Айтматов, называя так своё произведение?

                                   Ответы учащихся.

   В последнее время всё чаще и чаще мы сталкиваемся с рассуждениями по поводу конца света, слышим слово «апокалипсис». И это ведь не от хорошей жизни – человек теряет своё лицо. Чингиз Айтматов пытается в своём творчестве докричаться до людей, образумить их. «Плаха» продолжает тему апокалипсиса, начатую в «Буранном полустанке». Роман изобилует смертями и апокалипсическими сценами: от самых первых страниц и до последних. Все произведения Айтматова полны трагизма, но такого обнажённого, жестокого, натуралистического изображения смерти и убийств не было ещё в его творчестве. Роман «Плаха» - крик души, как «крик жизни, крик человека с вознесёнными ввысь руками», увидевшего, «что всё летит в тартарары, низвергается в огненную пропасть», над которой мечется в страшной тоске и страданиях Бог-Завтра, рождённый мыслью Авдия. Ощущением общечеловеческой катастрофы веет со страниц книги.

    Роман «Плаха» о стихийном бедствии, о смертоносном обвале, который ощутил писатель как состояние человечества в данный момент истории, но в то же время и о способах его задержания, дабы обвал не погрёб нас под вечными снегами ядерной войны, как это произошло на перевале Ала-Монгю с чабаном Эрназаром. Обвал представляется писателю как следствие утери нравственных, моральных, этнических сдерживателей неуёмной энергии человеческого поиска, метаний.

          Обвал – это и наркомания, и деградация человека, и усилившаяся жестокость в обращении с природой, с окружающими людьми, и потеря смысла жизни, и отсутствие веры, идеала.

2)      Итак, каковы же главные проблемы, которые затрагивает автор? Как их решает Айтматов и как их решаем мы сегодня? давайте обратимся к страницам романа.

1.В «Плахе» Айтматов выражает тревогу за всё человеческое в мире. Прочтём начальную и финальную сцены романа ( читают ученики, чтение сопровождается «Прелюдией» Баха).

Докажите, что они замыкают в круг драму человеческого бытия. Помогла ли вам музыка понять эту драму?

2.      Первый пласт в драме – судьба Авдия Каллистратова.

- Какова его жизненная позиция?

- Почему он ушёл из семинарии?

- Зачем он отправляется в Муюнкумские степи?

Прослушивание церковного пения

- Прочитайте, о чём думал Авдий, слушая певцов? Как это его характеризует?

    Авдий убеждён, что если в человеке развить душу, пробудить совесть, способность ощущать радость труда, то сами собой исчезнут уродливые способы доставления псевдорадости, будут изжиты хищничество, потребительство, жестокость. Путь к истине, по мнению Авдия, лежит через раскаяние. К нему он призывает гонцов за «призрачным счастьем». Ч.Айтматов одним из первых обратился к такому злу нашего общества, как наркомания. В те годы она только начинала запускать свои щупальцы в советского человека.

- Кто был в группе молодёжи, отправляющейся в далёкие Муюнкумы? Кто ими руководил? Зачем они ехали? Употребляли ли сами анашу?

- Вспомним ощущения Авдия от первого знакомства с дурман-травой (зачитать).

- К чему призывал он Лёньку, Петруху и других? Что он сделал с собранной анашой? Как за это поплатился? Почему он проиграл в своём благородном побуждении?

            3. В наши дни проблема наркомании – одна из самых актуальных. Много сейчас борцов с этим злом, но ещё тех, кто хочет получить «призрачное счастье». Только способы достижения этого «счастья» стали более извращёнными и жестокими. Теперь уже не травка-анаша, а героин, не сигарета, а шприц – главные предметы достижения этого «счастья». Но оно недолговечно, как недолговечна и жизнь наркоманов.

                          Просмотр кадров видеофильма о наркомании

                        Казалось бы, нас эти проблемы не должны сильно волновать, ведь мы живём в глубинке, но куда там! Сплошь и рядом мы не только слышим, но и видим результаты этого зла. Часто в нашей районной газете можно прочитать о тех, кто болен этой болезнью, о том, как страдают они сами и люди их окружающие. Вот несколько строк из одной такой статьи: (читает ученик)

                  «Глядя на измученное лицо с потускневшими глазами, с трудом веришь, что перед тобой человек, которому нет ещё и 25. А трясущиеся, покрытые глубокими морщинами руки и вовсе создают впечатление, что говоришь с глубоким стариком. У него дрожит голос: «Врачи сказали, недолго осталось – года два, а то и меньше. Говорят, рак почек».

                 Читаешь эти строки, и мороз по коже пробегает. Куда мы катимся? Что ждёт нас завтра?

                  Задумайтесь об этом, не дайте погибнуть роду человеческому. Не дайте положить голову на плаху, как Авдий. А он её положил, так как был бессилен перед силами зла. Сначала его жестоко, до полусмерти, избили гонцы за анашой, а затем, как Иисуса, распяли молодчики Обер-Кандалова. Никто не пришёл ему на помощь, никто не услышал его зова. И только волчица Акбара, которая пощадила его когда-то нужна была ему теперь. Именно её он звал в свой предсмертный час, зная, что в тех, кого мы губим, мы можем найти защиту. И увидев синие глаза волчицы, он сказал: «Ты пришла…» И умер.

         4. Умирает нравственно и другой герой Айтматова – Бостон.

- Что это был за человек?

- К чему он стремился?

- В чём его трагедия?

Вывод: Авдий и Бостон – бойцы-одиночки. Они не находят друг друга. Каждый идёт своей тропой, пытаясь наказать зло. Айтматов говорит нам, что необходимо объединиться силами добра. Если бы каждый пытался обнаружить в себе высокую духовность и, вступая в борьбу, искал и находил единомышленников, восхождения на плаху не потребовалось бы.

         5.   Чингиза Айтматова волнует и дисгармония между природой и  

               человеком.

               - Как вы думаете, с какой целью автор вводит в роман волков?

               - Какие человеческие качества автор обнаруживает в их поведении?

               - Идёт ли Акбара на прямое столкновение с человеком? А когда это

  происходит?

- За что расплачивается Бостон?

Чтение заключительных строк романа

Вывод: Роман предупреждает нас: в сегодняшнем мире бесчинствуют базарбаи и кандаловы. Носителем зла является обесчеловеченный, низведённый до уровня животных инстинктов человек, который распространяет вокруг себя радиацию безнравственности, гибельную для всего живого на Земле. И не надо громких слов, не надо смотреть на глобальные экологические проблемы. Надо остановиться и посмотреть вокруг себя. Что мы видим?

  Послушай те отрывок из очерка, который написала ученица нашей школы Багиева Ольга в «Сельскую новь»:

   «Я живу в хуторе Братском. И мне очень больно видеть поваленные деревья и мусор в парке и около дворов, свалки на берегу реки Зеленчук. Об экологических проблемах моего и соседних хуторов я побеседовала с главой Братского сельского округа Подоляном Фёдором Павловичем. «Ты давно слышала пение жаворонков?» - спросил он меня. Я задумалась: почему, в самом деле,  не помню этих чудесных переливов жаворонка. которого называют утренней птичкой? «Да потому, что не живут они у нас больше. Улетели они. Не могут жить в отравленном воздухе», - объяснил  Фёдор Павлович.

…Природа мстит людям за бездумное, а чаще варварское отношение к ней: люди болеют инфекционными заболеваниями, испытывают удары стихии».

Вывод: На плахе наша природа, жизнь птиц и зверей, всего живого.  И человек своей безрассудной деятельностью занёс над природой, над самой жизнью карающий меч. На плахе сам человек, убивающий в себе всё человеческое.

4. Итоги урока. 1) Чему нас учит роман?

                           2) От кого зависит дальнейшая судьба человечества?

                           3) Заключительное слово учителя:

                                У каждого человека должна быть своя идея, ради которой  

                              он готов взойти на Плаху. Начать с себя – значит научиться

                              восходить на Плаху во имя высшей справедливости,                

                              гармонии, счастья. Задумайтесь над этими словами,

                              постарайтесь жить праведно и честно.

 

Hosted by uCoz