АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДРАМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-ГО КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся. Известно, что занятия по знакомству с театральным творчеством особенно благотворно сказывается на детях среднего школьного возраста, поэтому программа рассчитана на учащихся 5 класса. Выступление перед зрительской аудиторией помогает ребёнку преодолеть страх, научиться держать себя в обществе, красиво и правильно говорить, развивает память, внимание, воображение, умение анализировать, осмыслять воспринятое, затрагивает вопросы этики и художественного вкуса.
Цель данной программы: привитие любви к прекрасному, развитие творческих способностей детей.
Задачи: дать общие понятия об элементах актёрского мастерства, научить детей держать себя перед зрителями, подготовить с учащимися различные представления и выступить с ними перед учениками школы и воспитанниками детского сада № 39.
Данная программа рассчитана на один год, так как этот срок позволяет получить элементарные сведения по теме и закрепить их на практике.
Программа рассчитана на один час в неделю. Всего 40 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа в основном предусматривает практические занятия, поэтому теоретических сведений даётся немного, все они направлены только на беглое знакомство с театральным искусством. В связи с этим содержание курса предусматривает следующие темы:
1-я тема. Особенности актёрского мастерства.
Развитие качеств у детей, склонных к эмоционально-эстетическому «театрализованному» осмыслению действительности. Практические занятия.
2-я тема. Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение.
Упражнения, развивающие отдельные элементы психофизики человека; ситуации, приближающие человека к реальным жизненным ситуациям, упражнения на память физических действий; выбор действий в предлагаемых обстоятельствах. Практика.
3-я тема. Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации.
Понятие о дикции. Тренировка в произношении стечения согласных. Скороговорки. Практические занятия.
4-я тема. Сценическое движение.
Победа над страхом. Воспитание волевых качеств. Уверенность в правильности своих действий. Практические занятия.
5-я тема. Основные правила поведения на сцене.
Когда ты перед зрителем, ты забываешь о своих бедах и проблемах. Старайся «прожить» жизнь своих героев. Старайся говорить чётко и ясно, умей перевоплощаться.
Не стой спиной к зрителю. Победи свой страх. Практические занятия.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Особенности актёрского мастерства. Практические занятия. |
4 |
2. |
Актёрское мастерство: внимание, воображение, наблюдательность. Практические занятия. |
7 |
3. |
Сценическое мастерство. Практические занятия. |
4 |
4. |
Сценическое движение. Практические занятия. |
5 |
5. |
Основные правила поведения на сцене. Практические занятия. |
20 |
Календарно-тематическое планирование
драматического кружка
Дата |
№ занят. |
Содержание программы |
Кол-во занятий |
Примечание |
|
|
Особенности театрального искусства |
4 |
|
|
1. |
Особенности театрального искусства. Обсуждение плана работы |
1 |
|
|
2. |
Знакомство со сказкой «Царевна – лягушка», распределение ролей. |
1 |
|
|
3. |
Репетиция. Обсуждение костюмов и декораций. |
1 |
|
|
4. |
Выступление перед 5-тиклассниками на уроке внеклассного чтения. |
1 |
|
|
|
Актёрское мастерство |
7 |
|
|
5. |
Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение. Распределение ролей для инсценировки сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». |
1 |
|
|
6. |
Репетиция, обсуждение костюмов и декораций. |
1 |
|
|
7. |
Выступление на уроке внеклассного чтения перед 5-тиклассниками. |
1 |
|
|
8. |
Выступление перед учениками начальной школы. |
1 |
|
|
9. |
Подготовка к утреннику, посвящённому юбилею А.Линдгрен. |
1 |
|
|
10. |
Репетиция эпизодов из произведений А.Линдгрен. |
1 |
|
|
11. |
Участие в утреннике, посвящённом А.Линдгрен. |
1 |
|
|
|
Сценическая речь |
4 |
|
|
12. |
Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. Знакомство со сценарием театрализованного представления «Аптека для души». Распределение ролей. |
1 |
|
|
13. |
Репетиция. Обсуждение костюмов, декораций. |
1 |
|
|
14. |
Генеральная репетиция, изготовление декораций. |
1 |
|
|
15. |
Театральное представление «Аптека для души» для 5 – 6 классов. |
1 |
|
|
|
Сценическое движение |
5 |
|
|
16. |
Сценическое движение. Победа над страхом. Распределение ролей к игре – путешествию по сказочному царству |
1 |
|
|
17. |
Репетиция. |
1 |
|
|
18. |
Генеральная репетиция. |
1 |
|
|
19. |
Игра – путешествие по сказочному царству для учащихся начальных классов. |
1 |
|
|
20. |
Выступление перед воспитанниками детского сада № 39. |
1 |
|
|
|
Основные правила поведения на сцене. |
20 |
|
|
21. |
Основные правила поведения на сцене. Обсуждение сценария весёлой игры «Путешествие в сказку». |
1 |
|
|
22 |
Репетиция. Обсуждение костюмов, ролей. |
1 |
|
|
23. |
Генеральная репетиция. |
1 |
|
|
24. |
Выступление перед учащимися 5 – 6 классов |
1 |
|
|
25. |
Выступление перед учащимися начальной школы |
1 |
|
|
26. |
Подготовка инсценировки по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». |
1 |
|
|
27. |
Репетиция. |
1 |
|
|
28. |
Выступление на уроке литературы в 5 классе. |
1 |
|
|
29. |
Распределение ролей к инсценировке назидательной сказки «Коварные феи». |
1 |
|
|
30. |
Репетиция. Изготовление костюмов и декораций. |
1 |
|
|
31. |
Генеральная репетиция. |
1 |
|
|
32. |
Выступление перед учащимися 5 – 6 классов. |
1 |
|
|
33. |
Выступление перед учащимися начальной школы |
1 |
|
|
34. |
Подбор эпизодов для инсценирования сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Распределение ролей. |
1 |
|
|
35. |
Репетиция. |
1 |
|
|
36. |
Генеральная репетиция. |
1 |
|
|
37. |
Выступление на уроке в 5 классе. |
1 |
|
|
38. |
Подбор сказок для выступлений на оздоровительной площадке. Распределение ролей. Репетиция. |
1 |
|
|
39. |
Выступление на оздоровительной площадке. Репетиция. |
1 |
|
|
40. |
Выступление на оздоровительной площадке. Итоги занятий в драматическом кружке. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
1.Вербовая Н.П. Искусство речи. – М.:1977
2.Корогородский З.Я. Первый год. Начало. – М.:1975
3. Кох И.Э. Основы сценического мастерства. – Л.:1977
4. Журнал «Читаем, учимся, играем». – 2006 (№3), 2003 (№7), 20004 (№8)
5. Сборник инсценировок «Когда кончаются уроки» - Кр.:1996
6. Сборник «Путешествие по книжной вселенной». – К..:2006
7. Сборник программ элективных курсов по выбору. – Кр.:2004
Экспертная группа:
Н.П. Шматкова
Т.И.Глебова
Р.А.Слесаренко
Рассмотрена на заседании ШМО педагогов дополнительного образования
протокол № 1 от 31 августа 2007 года
Руководитель ШМО заместитель директора по ВР Р.А.Слесаренко
Утверждена на педагогическом совете школы
протокол № 1 от 31 августа 2007 года
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 -9 КЛАССОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Юный журналист» предполагает осуществить общее знакомство учащихся с основами журналистики и умение использовать полученные знания на практике. Она рассчитана на учащихся среднего и старшего звена, которые интересуются профессией журналиста и которые являются членами редколлегий классных коллективов.
Цель курса – наладить информационную работу в школе. Эта цель обуславливает следующие задачи:
- дать общие понятия о функциях журналистики;
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать эстетический вкус и активную гражданскую позицию школьников;
- организовать еженедельный выпуск газеты «Молния»;
- ежемесячно выпускать общешкольную газету или газеты к литературным праздникам;
- публиковать заметки учащихся в районной газете «Сельская новь»;
- поддерживать связь с общественностью Братского сельского поселения.
Программа рассчитана на один час в неделю. Всего 40 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа в основном предусматривает развитие практических навыков, поэтому теоретических сведений в ней даётся немного. В связи с этим программа предусматривает следующие разделы:
Тема 1. Понятие журналистики.
Знакомство с функциями журналистики. История журналистики.
Тема 2. Жанры журналистики.
Знакомство с самыми распространёнными жанрами. Интервью, заметка, фельетон.
Тема 3. Стилевые особенности газетных жанров.
Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Стиль художественной
литературы.
Тема 4. Изобразительные средства языка.
Роль тропов в создании заметок. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Научная и деловая лексика.
Тема 5. Правила оформления газеты.
Порядок расположения материала. Работа корреспондента, художника, корректора.
Тема 6. Средства массовой информации.
Периодическая печать. Радио. Телевидение. Интернет.
Тема 7. Использование полученных знаний и навыков.
Практическая работа членов кружка.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№ темы |
Содержание программы |
Кол-во часов |
1. |
Понятие журналистики |
5 |
2. |
Жанры журналистики |
5 |
3. |
Стилевые особенности газетных жанров |
4 |
4. |
Изобразительные средства языка |
5 |
5. |
Правила оформления газеты |
5 |
6. |
Средства массовой информации |
5 |
7. |
Использование полученных знаний и навыков |
11 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Юный журналист»
Дата |
№ занят |
Содержание занятия |
Кол. час. |
Примечание |
|
|
Понятие журналистики |
5 |
|
|
1. |
Понятие журналистики. Знакомство с планом работы. |
1 |
|
|
2. |
Функции журналистики. Выпуск «Молнии» |
1 |
|
|
3. |
История журналистики. Выпуск «Молнии» Выпуск конкурсной газеты, посвящённой Кириллу и Мефодию (к Году русского языка) |
1 |
|
|
4. |
Выпуск «Молнии». Подборка информации для газеты «Сельская новь» |
1 |
|
|
5. |
Выпуск газеты, посвящённой Дню учителя Выпуск «Молнии» |
1 |
|
|
|
Жанры журналистики |
5 |
|
|
6. |
Знакомство с газетными жанрами. Выпуск «Молнии» |
1 |
|
|
7. |
Основные правила взятия интервью. Выпуск «Молнии» |
1 |
|
|
8. |
Написание заметок для «Сельской нови». Выпуск «Молнии» |
1 |
|
|
9. |
Понятие о юморе, сатире. Выпуск сатирической «Молнии» |
1 |
|
|
10. |
Фельетон. Юмореска. Выпуск газеты, посвящённой юбилею А.Линдгрен. Выпуск «Молнии» |
1 |
|
|
|
Стилевые особенности газетных жанров |
4 |
|
|
11. |
Стилевые особенности газеты. Выпуск «Молнии» Оформление объявления о неделе, посвящённой А.Линдгрен. |
1 |
|
|
12. |
Официально-деловой стиль. Выпуск «Молнии» |
1 |
|
|
13. |
Публицистический стиль. Выпуск «Молнии». Подготовка информации для «Сельской нови» |
1 |
|
|
14. |
Художественный стиль. Выпуск газеты «Школьная жизнь» (для с/совета). Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
|
Изобразительные средства языка |
5 |
|
|
15. |
Роль тропов в создании заметок. Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
16. |
Использование эпитетов, метафор. Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
17. |
Использование сравнений, олицетворений. Выпуск «Молнии». Написание заметок для районной газеты. |
1 |
|
|
18. |
Научная лексика. Заметки об интересных уроках. Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
19. |
Деловая лексика. Правила оформления классных уголков. Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
|
Правила оформления газеты |
5 |
|
|
20. |
Порядок расположения материала в газете. Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
21. |
Работа фотокорреспондента. Выпуск газеты «Школьная жизнь» в фотографиях. Выпуск газеты «Молния». |
1 |
|
|
22. |
Роль художника – оформителя. Выпуск газеты «Колючка». Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
23. |
Работа корректора. Подготовка информации для «Сельской нови». Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
24. |
Знакомство со словарями – помощниками. Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
|
Средства массовой информации |
5 |
|
|
25. |
Журналистика как система средств массовой информации. Экскурсия на почту. Выпуск «Молнии» |
1 |
|
|
26. |
Периодическая печать. Итоги экскурсии на почту. Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
27. |
Телевидение. Анализ телевизионных информационных программ. Выпуск «Молнии». Подготовка материалов для «Сельской нови». |
1 |
|
|
28. |
Радио. Выпуск «Молнии». |
1 |
|
|
29. |
Интернет. Повышение интереса к новым информационным технологиям. Работа в кабинете информатики. Выпуск «Молнии» |
1 |
|
|
|
Использование полученных знаний и навыков |
11 |
|
|
30. |
Выпуск первоапрельской газеты |
1 |
|
|
31. |
Рейд по проверке действенности классных уголков |
1 |
|
|
32. |
Выпуск «Молнии». Подбор и оформление информации для «Сельской нови» |
1 |
|
|
33. |
Учимся писать стихи. |
1 |
|
|
34. |
Подбор стихов к Дню Победы. Отправка в «Сельскую новь» |
1 |
|
|
35. |
Интервью у участников Великой Отечественной войны |
1 |
|
|
36. |
Выпуск газеты «Они сражались за Родину» |
1 |
|
|
37. |
Выпуск поздравительной газеты к Последнему звонку. |
1 |
|
|
38. |
Освещение работы оздоровительной площадки, трудовой практики, итоговой аттестации выпускников. |
1 |
|
|
39. |
Освещение работы оздоровительной площадки, трудовой практики, итоговой аттестации выпускников |
1 |
|
|
40. |
Анализ работы кружка |
1 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Экспертная группа:
Н.П. Шматкова
Т.И.Глебова
Р.А.Слесаренко
Рассмотрена на заседании ШМО педагогов дополнительного образования
протокол № 1 от 31 августа 2007 года
Руководитель ШМО заместитель директора по ВР Р.А.Слесаренко
Утверждена на педагогическом совете школы
протокол № 1 от 31 августа 2007 года